Ещё до изобретения алфавита, человек стал рисовать на стенах жилья картинки и рассказывать с их помощью истории. С тех пор рисунок и текст тесно сплетаются в культуре цивилизации от древнеегипетских хроник до кодексов средневековых монахов, от гравюр Ренессанса до комиксов о Супермене.

История комиксов для взрослых

Рассказы в картинках официально ведут родословную с XVI века. Предком современных похождений Человека Паука и Женщины Кошки были распространённые среди простонародья гравюры с изображениями и жизнеописанием святых.

С ростом секуляризации общества сюжет гравюр стал смещаться к светским и малопристойным темам. Потребителям, как выяснилось, куда более интересны жизнеописания дам полусвета и ловких авантюристов, нежели деятелей церкви.

В конце XIX века истории в картинках попадают в США, где получают широкое распространение, благодаря скандальному медиамагнату Уильяму Херсту. Херст использовал формат комикса для общественно-политической сатиры в своих массовых изданиях, а его примеру последовал и главный конкурент Джозеф Пулитцер, учредитель главной журналистской премии США. Тогда же этот вид искусства получает своё английское название, ввиду комичности сюжетов.

В 1938 году издательство DC Comics выпускает первый комикс о Супермене. Это событие принимают за точку отсчёта Золотого века комиксов. Популярность Супермена оказалась так велика, что рынок стремительно наполнялся изданиями о новых и новых супергероях. Наиболее живучими среди них оказались Бэтмен, Чудо-Женщина, Капитан Марвел и Капитан Америка, продолжившие шествие по вселенным DC и Marvel вплоть до наших дней.

Вторая мировая война наложила отпечаток на сюжеты и персонажей. Помимо развлекательных функций они стали выполнять пропагандистскую задачу по подъёму патриотического духа. Но с окончанием войны интерес к супергеройским комиксам стал стремительно падать. Ведущим издательствам пришлось разбавить героическую эпопею вестернами, хоррорами, детективами и другими свежими жанрами для привлечения читателя, а старые линейки с популярными персонажами перезапустить в контексте веяний нового времени.

Так начался Серебряный век, который открыл миру имена Стэна Ли, Джека Кирби, Стива Дитко, ставших культовыми персонами в сфере рисованных историй. В этот период DC Comics разработало концепцию Мультивселенной, предполагающую множественность миров, в которых персонажи проживают разные жизни, что позволило отойти от жёстких рамок написания сценариев и открыло простор для экспериментов с популярными героями. Стиль рисунка изменился в сторону большего реализма, а при раскадровке художники начали применять опыт кинематографа. Из-за нововведений возраст аудитории рисованных историй начал расти и переваливать за 18 лет. Постепенно взрослые стали вливаться в когорту любителей этого вида развлечений.

Начало 70-х годов ХХ века — старт Бронзового века. Произошёл переход к более мрачным сюжетам. Комиксы затронули темы наркотической зависимости, проблем экологии и социальной нестабильности. Герои некоторых серий оказались смертны. Появились серии об антигероях, вроде марвеловского Карателя. В этот период открылся культовый журнал «Heavy Metal», в котором публиковались произведения американских и европейских авторов только для взрослых.

Середину 80-х считают началом Современного века комиксов. Продолжается курс на реалистичную манеру рисунка и мрачные остросоциальные темы, взятый ранее. Художники осваивают новые техники, включая компьютерную графику. Издания Marvel и DC становятся максимально «взрослыми». Происходит становление ключевой франшизы Marvel — «Люди Икс». Попутно независимые издатели наполняют рынок  свежей кровью, не опасаясь смелых экспериментов. Публикуются такие знаковые работы, ориентированные целиком на старшую аудиторию: «Хранители» и «Бэтмен: Убийственная шутка» Алана Мура, «Возвращение Тёмного рыцаря» и «Город грехов» Фрэнка Миллера.

В Европе, где нравы всегда были куда менее пуританскими, чем в Новом Свете, традиция комиксов для взрослых развилась гораздо раньше, но пика достигла наравне с Америкой. Стоит отметить работы таких мастеров жанра, как: Энки Билал — «Трилогия Никополя», Паоло Серпиери — «Друуна», Мило Манара — «Клик», «Борджиа».

Особенности комиксов для взрослых

Ключевая черта таких произведений — общая суровость сюжетов и натурализм происходящего, порой гротескность. Много внимания уделяется психологизму и драматургии. Над сценариями работают квалифицированные литераторы и прославленные мастера. На этом поприще отметились Нил Гейман и Чак Паланик.

Отсюда проистекает другая особенность: предельно реалистичный стиль рисунка, к которому стремятся издатели и авторы. Комиксы для взрослых не лишены стилизаций вовсе, но наибольшим спросом пользуется именно такой подход.

Также стоит отметить меньшее количество выпусков, если речь идёт о серийном издании, или вовсе выход самостоятельных однотомных историй даже в рамках франшизы.

Популярные работы в жанре комикса для взрослых

Перед тем, как купить комикс для взрослых с цветными иллюстрациями в собственную библиотеку или в подарок поклоннику такого хобби, будет не лишним ознакомиться со знаковыми произведениями в этой сфере:

  • «Бэтмен: Убийственная шутка» — Алан Мур в своей классической работе исследует личность Джокера и становление того, как безумного преступника, через призму «одного неудачного дня», который может надломить любого человека. Интересным выводом из этого следует то, что Бэтмен, вечный борец со злом, также безумен.
  • «Город грехов» — серия криминальных притч в сочной атмосфере нуара. В Бэйсин-сити хороших людей можно пересчитать по пальцам, но даже в законченных негодяях экстремальные ситуации пробуждают искры лучших человеческих качеств.
  • «30 дней ночи» — кровавый хоррор о вампирах, терроризирующих городок на Аляске, который окутала полярная ночь. Изображение вампиров, как абсолютно чуждых всему человеческому хищников, изящно деконструирует образ галантного аристократа, выпестованный авторами ХХ века.

Комиксы для взрослых

Выбрано 214 товаров

Показать еще