Ещё до изобретения алфавита, человек стал рисовать на стенах жилья картинки и рассказывать с их помощью истории. С тех пор рисунок и текст тесно сплетаются в культуре цивилизации от древнеегипетских хроник до кодексов средневековых монахов, от гравюр Ренессанса до комиксов о Супермене.
История комиксов для взрослых
Рассказы в картинках официально ведут родословную с XVI века. Предком современных похождений Человека Паука и Женщины Кошки были распространённые среди простонародья гравюры с изображениями и жизнеописанием святых.
С ростом секуляризации общества сюжет гравюр стал смещаться к светским и малопристойным темам. Потребителям, как выяснилось, куда более интересны жизнеописания дам полусвета и ловких авантюристов, нежели деятелей церкви.
В конце XIX века истории в картинках попадают в США, где получают широкое распространение, благодаря скандальному медиамагнату Уильяму Херсту. Херст использовал формат комикса для общественно-политической сатиры в своих массовых изданиях, а его примеру последовал и главный конкурент Джозеф Пулитцер, учредитель главной журналистской премии США. Тогда же этот вид искусства получает своё английское название, ввиду комичности сюжетов.
В 1938 году издательство DC Comics выпускает первый комикс о Супермене. Это событие принимают за точку отсчёта Золотого века комиксов. Популярность Супермена оказалась так велика, что рынок стремительно наполнялся изданиями о новых и новых супергероях. Наиболее живучими среди них оказались Бэтмен, Чудо-Женщина, Капитан Марвел и Капитан Америка, продолжившие шествие по вселенным DC и Marvel вплоть до наших дней.
Вторая мировая война наложила отпечаток на сюжеты и персонажей. Помимо развлекательных функций они стали выполнять пропагандистскую задачу по подъёму патриотического духа. Но с окончанием войны интерес к супергеройским комиксам стал стремительно падать. Ведущим издательствам пришлось разбавить героическую эпопею вестернами, хоррорами, детективами и другими свежими жанрами для привлечения читателя, а старые линейки с популярными персонажами перезапустить в контексте веяний нового времени.
Так начался Серебряный век, который открыл миру имена Стэна Ли, Джека Кирби, Стива Дитко, ставших культовыми персонами в сфере рисованных историй. В этот период DC Comics разработало концепцию Мультивселенной, предполагающую множественность миров, в которых персонажи проживают разные жизни, что позволило отойти от жёстких рамок написания сценариев и открыло простор для экспериментов с популярными героями. Стиль рисунка изменился в сторону большего реализма, а при раскадровке художники начали применять опыт кинематографа. Из-за нововведений возраст аудитории рисованных историй начал расти и переваливать за 18 лет. Постепенно взрослые стали вливаться в когорту любителей этого вида развлечений.
Начало 70-х годов ХХ века — старт Бронзового века. Произошёл переход к более мрачным сюжетам. Комиксы затронули темы наркотической зависимости, проблем экологии и социальной нестабильности. Герои некоторых серий оказались смертны. Появились серии об антигероях, вроде марвеловского Карателя. В этот период открылся культовый журнал «Heavy Metal», в котором публиковались произведения американских и европейских авторов только для взрослых.
Середину 80-х считают началом Современного века комиксов. Продолжается курс на реалистичную манеру рисунка и мрачные остросоциальные темы, взятый ранее. Художники осваивают новые техники, включая компьютерную графику. Издания Marvel и DC становятся максимально «взрослыми». Происходит становление ключевой франшизы Marvel — «Люди Икс». Попутно независимые издатели наполняют рынок свежей кровью, не опасаясь смелых экспериментов. Публикуются такие знаковые работы, ориентированные целиком на старшую аудиторию: «Хранители» и «Бэтмен: Убийственная шутка» Алана Мура, «Возвращение Тёмного рыцаря» и «Город грехов» Фрэнка Миллера.
В Европе, где нравы всегда были куда менее пуританскими, чем в Новом Свете, традиция комиксов для взрослых развилась гораздо раньше, но пика достигла наравне с Америкой. Стоит отметить работы таких мастеров жанра, как: Энки Билал — «Трилогия Никополя», Паоло Серпиери — «Друуна», Мило Манара — «Клик», «Борджиа».
Особенности комиксов для взрослых
Ключевая черта таких произведений — общая суровость сюжетов и натурализм происходящего, порой гротескность. Много внимания уделяется психологизму и драматургии. Над сценариями работают квалифицированные литераторы и прославленные мастера. На этом поприще отметились Нил Гейман и Чак Паланик.
Отсюда проистекает другая особенность: предельно реалистичный стиль рисунка, к которому стремятся издатели и авторы. Комиксы для взрослых не лишены стилизаций вовсе, но наибольшим спросом пользуется именно такой подход.
Также стоит отметить меньшее количество выпусков, если речь идёт о серийном издании, или вовсе выход самостоятельных однотомных историй даже в рамках франшизы.
Популярные работы в жанре комикса для взрослых
Перед тем, как купить комикс для взрослых с цветными иллюстрациями в собственную библиотеку или в подарок поклоннику такого хобби, будет не лишним ознакомиться со знаковыми произведениями в этой сфере:
- «Бэтмен: Убийственная шутка» — Алан Мур в своей классической работе исследует личность Джокера и становление того, как безумного преступника, через призму «одного неудачного дня», который может надломить любого человека. Интересным выводом из этого следует то, что Бэтмен, вечный борец со злом, также безумен.
- «Город грехов» — серия криминальных притч в сочной атмосфере нуара. В Бэйсин-сити хороших людей можно пересчитать по пальцам, но даже в законченных негодяях экстремальные ситуации пробуждают искры лучших человеческих качеств.
- «30 дней ночи» — кровавый хоррор о вампирах, терроризирующих городок на Аляске, который окутала полярная ночь. Изображение вампиров, как абсолютно чуждых всему человеческому хищников, изящно деконструирует образ галантного аристократа, выпестованный авторами ХХ века.