Самое большое количество движущихся элементов в автомобиле расположено в двигателе. От качества моторного масла во многом зависит длительность службы его деталей. 

Классификация моторных масел

Все масла, применяемые в ДВС, производятся на минеральной (прямая переработка нефтепродуктов) или синтетической основе. В зависимости от этого они имеют разные физико-химические характеристики, влияющие на сферу их применения. Полусинтетическое масло содержит в себе до 30% синтетических добавок в минеральной базе. 

  • Минеральные масла обладают самой высокой вязкостью, что ограничивает их применение при низких температурах. Обладают способностью создавать устойчивую масляную пленку на трущихся поверхностях. Слабая устойчивость к окислению требует частой замены масла. На данный момент применяются в старых автомобилях с большим пробегом. Невысокая цена. 
  • Синтетические масла имеют другую молекулярную структуру. Отличаются химической и температурной стабильностью, не склонны к пенообразованию. Специальные присадки обеспечивают высокую омывающую, антиокисляющую и антикоррозионную способность. Обеспечивают стабильный пуск двигателя при низких температурах.
  • Полусинтетическое масло часто применяется как переходная альтернатива между минеральной и синтетической жидкостью. Обладает меньшей вязкостью и более длительным периодом использования по сравнению с минеральным маслом. В то же время доступнее по бюджету чем 100%-я синтетика. 

На отечественном рынке наиболее применима классификация моторных масел по стандартам SAE, ACEA и API. Буквенно-цифровая маркировка, указанная на упаковке, позволяет определить тип жидкости и ее соответствие рекомендациям производителя транспортного средства.

  • SAE – основной международный стандарт, разработанный американскими инженерами автоиндустрии. Показывает вязкость жидкости. Маркировка может состоять из двух цифр (летнее масло), числа от 5 до 25 с буквой W (зимнее масло) и двойного обозначения через дефис (всесезонное). 
  • Стандарт ACEA классифицирует масла по типу топлива и системы отвода выхлопных газов. Применяются следующие кодировки:
  • A*/B* (вместо звездочки указывается цифровое обозначение) – для дизельных и бензиновых двигателей разной степени нагрузки и производительности; 
  • C* – бензиновые и дизельные ДВC на автомобилях, оснащенных катализаторами;
  • E* – дизельные агрегаты с высокой нагрузкой.
  • Стандарт API выделяет две группы масла: маркировка S* применяется для бензиновых ДВС и маркировка C* для дизеля. Вторая буква (вместо звездочки) указывает на применимость в соответствии с эксплуатационными данными и годом производства автомобиля. 

Виды моторных масел

На сегодняшний день актуальны масла с маркировкой SF (1980-1989 гг), SG (1989-1993 гг), SH (1994-1996 гг), SJ (1996-2001 гг). Начиная с 2001 г. производится масло API SL, и с 2004 – SM. С каждым последующим буквенным обозначением повышалось соответствие масел требованиям экологии, экономии топлива и качественным характеристикам. 

Учитывая географические условия эксплуатации, для европейского региона оптимальны всесезонные масла следующих типов:

  • SAE 5W-30. Температурный режим окружающей среды от -30°C до +35°C, полностью синтетическое масло. Высокотемпературная вязкость в пределах 9,3-12,5 мм2/c. Оптимальными регионами применения в Украине будут центральные и северные области.
  • SAE 5W-40. Этот тип масла имеет те же показания вязкости при низких температурах, но при 100°C это значение выше, чем у 5W-30, и доходит до 16,3 мм2/с. Способность создавать масляную пленку большей толщины делает его лучшим для более агрессивных режимов работы и применению в южных регионах.
  • SAE 10W-40. Самый распространенный стандарт вязкости полусинтетического масла для легковых и легких коммерческих автомобилей. Основная сфера применения – автомобили с пробегом более 150 тыс. км. Некоторые производители выпускают полностью синтетическое масло 10W-40, оно применяется в двигателях грузовых автомобилей.  

Для автомобилей с установленным ГБО некоторые производители выпускают специализированные моторные масла LPG, например:

  • Motul Specific CNG/LPG 5W40 – полностью синтетическое масло;
  • ZIC X5 LPG 10W40 – южнокорейская полусинтетика высокого качества.

Также для работающих на газу автомобилей можно купить малозольное моторное масло и других проверенных производителей, среди которых:

  • Liqui Moly, линейка Top Tech;
  • Хадо, производят универсальные масла для всех типов двигателей;
  • GM для марок Opel, Chevrolet;
  • Elf и другие.

При покупке моторного масла необходимо требовать сертификат соответствия, чтобы избежать подделок.

Город