Самое большое количество движущихся элементов в автомобиле расположено в двигателе. От качества моторного масла во многом зависит длительность службы его деталей.
Классификация моторных масел
Все масла, применяемые в ДВС, производятся на минеральной (прямая переработка нефтепродуктов) или синтетической основе. В зависимости от этого они имеют разные физико-химические характеристики, влияющие на сферу их применения. Полусинтетическое масло содержит в себе до 30% синтетических добавок в минеральной базе.
- Минеральные масла обладают самой высокой вязкостью, что ограничивает их применение при низких температурах. Обладают способностью создавать устойчивую масляную пленку на трущихся поверхностях. Слабая устойчивость к окислению требует частой замены масла. На данный момент применяются в старых автомобилях с большим пробегом. Невысокая цена.
- Синтетические масла имеют другую молекулярную структуру. Отличаются химической и температурной стабильностью, не склонны к пенообразованию. Специальные присадки обеспечивают высокую омывающую, антиокисляющую и антикоррозионную способность. Обеспечивают стабильный пуск двигателя при низких температурах.
- Полусинтетическое масло часто применяется как переходная альтернатива между минеральной и синтетической жидкостью. Обладает меньшей вязкостью и более длительным периодом использования по сравнению с минеральным маслом. В то же время доступнее по бюджету чем 100%-я синтетика.
На отечественном рынке наиболее применима классификация моторных масел по стандартам SAE, ACEA и API. Буквенно-цифровая маркировка, указанная на упаковке, позволяет определить тип жидкости и ее соответствие рекомендациям производителя транспортного средства.
- SAE – основной международный стандарт, разработанный американскими инженерами автоиндустрии. Показывает вязкость жидкости. Маркировка может состоять из двух цифр (летнее масло), числа от 5 до 25 с буквой W (зимнее масло) и двойного обозначения через дефис (всесезонное).
- Стандарт ACEA классифицирует масла по типу топлива и системы отвода выхлопных газов. Применяются следующие кодировки:
- A*/B* (вместо звездочки указывается цифровое обозначение) – для дизельных и бензиновых двигателей разной степени нагрузки и производительности;
- C* – бензиновые и дизельные ДВC на автомобилях, оснащенных катализаторами;
- E* – дизельные агрегаты с высокой нагрузкой.
- Стандарт API выделяет две группы масла: маркировка S* применяется для бензиновых ДВС и маркировка C* для дизеля. Вторая буква (вместо звездочки) указывает на применимость в соответствии с эксплуатационными данными и годом производства автомобиля.
Виды моторных масел
На сегодняшний день актуальны масла с маркировкой SF (1980-1989 гг), SG (1989-1993 гг), SH (1994-1996 гг), SJ (1996-2001 гг). Начиная с 2001 г. производится масло API SL, и с 2004 – SM. С каждым последующим буквенным обозначением повышалось соответствие масел требованиям экологии, экономии топлива и качественным характеристикам.
Учитывая географические условия эксплуатации, для европейского региона оптимальны всесезонные масла следующих типов:
- SAE 5W-30. Температурный режим окружающей среды от -30°C до +35°C, полностью синтетическое масло. Высокотемпературная вязкость в пределах 9,3-12,5 мм2/c. Оптимальными регионами применения в Украине будут центральные и северные области.
- SAE 5W-40. Этот тип масла имеет те же показания вязкости при низких температурах, но при 100°C это значение выше, чем у 5W-30, и доходит до 16,3 мм2/с. Способность создавать масляную пленку большей толщины делает его лучшим для более агрессивных режимов работы и применению в южных регионах.
- SAE 10W-40. Самый распространенный стандарт вязкости полусинтетического масла для легковых и легких коммерческих автомобилей. Основная сфера применения – автомобили с пробегом более 150 тыс. км. Некоторые производители выпускают полностью синтетическое масло 10W-40, оно применяется в двигателях грузовых автомобилей.
Для автомобилей с установленным ГБО некоторые производители выпускают специализированные моторные масла LPG, например:
- Motul Specific CNG/LPG 5W40 – полностью синтетическое масло;
- ZIC X5 LPG 10W40 – южнокорейская полусинтетика высокого качества.
Также для работающих на газу автомобилей можно купить малозольное моторное масло и других проверенных производителей, среди которых:
- Liqui Moly, линейка Top Tech;
- Хадо, производят универсальные масла для всех типов двигателей;
- GM для марок Opel, Chevrolet;
- Elf и другие.
При покупке моторного масла необходимо требовать сертификат соответствия, чтобы избежать подделок.
Моторные масла: цены на ROZETKA
Данное масло лью около 2х лет в машину Opel Omega B 1997 года 2 литра бензин. Всё отлично, не жалуюсь. Масло хорошего качества, мотор работает ровно, тихо, масло не ест. Меняю раз в 5-7 тысяч, т.к. по киевским пробкам в моточасах примерно и будет равняться 10-12 тысячам, при которых якобы нужно менять масло.
Как по мне, то главный секрет - это покупать только оригинальное масло, пусть даже и не самое дорогое и именитое, и часто менять его - 10-12 или, тем более, 15 тысяч - недопустимые интервалы в наших реалиях.
меняю через 7 тыс пробега или 2 раза в году.
Пробег 130 тис.
Слава нації!