Шестерни коробки передач и других узлов трансмиссии постоянно подвержены высоким скоростным, крутящим и ударным нагрузкам. Соответственные требования предъявляются к профильным смазочным материалам. 

Качественные характеристики трансмиссионных масел

Функциональность смазки, применяемой в трансмиссии, обеспечивается присадками, введенными в базовую основу. Их основная задача – обеспечить наличие защитной масляной пленки на всех деталях коробки передач и редукторов в процессе эксплуатации и во время простоя. Свойства присадок:

  • Предотвращают появление задиров, заусениц в момент силового соприкосновения шестеренок и при нагруженном вращении подшипников. Эффект достигается сульфатным покрытием, которое создается на поверхности стали соединениями серы. Отличительная характеристика противозадирных присадок – вступать в действие в момент экстремальных нагрузок, когда выдавливается основная масса смазки.
  • Снижают межповерхностное трение, рассеивающее КПД трансмиссии. Это приводит к уменьшению нагрузки на двигатель, экономии топлива и лучшему охлаждению.
  • Минимизируют вспенивание масла, которое возникает при скоростном вращении шестерен. Особенно актуально для высокооборотистых и спортивных коробок передач.
  • Регулируют вязкость трансмиссионной смазки в условиях разных температур. Добавление стабилизаторов вязкости позволяет уйти от необходимости сезонной замены масла.

Трансмиссионное масло тонкости произвлдства

Исходное сырье и метод производства базовой основы позволяет разделить трансмиссионные масла на несколько групп:

  • Минеральные, изначальным сырьем которых является нефть, подвергаемая технологической перегонке. Слабоустойчивые в отношении окисления, поэтому предпочтительно применяются для трансмиссий с низким количеством оборотов. Естественное содержание серы уменьшает необходимость введения антизадирных присадок. Минеральное масло имеет ограниченный диапазон применения по вязкостным характеристикам. 
  • Трансмиссионные масла на полусинтетической основе. Так же как и минеральные смазки, производятся на основе нефтепродуктов. При этом в своем составе имеют достаточное количество синтетических составляющих. Более стабильны по физико-химическим характеристикам не требуют частой замены. По вязкости могут применяться как всесезонные масла (смотреть маркировку). 
  • Полностью синтетические масла практически не подвержены процессам окисления, имеют хорошие индексы вязкости, что позволяет использовать один тип смазки круглогодично. Отвечают требованиям высоконагруженных трансмиссий современных автомобилей. По своим эксплуатационным свойствам считаются лучшим вариантом для коробок передач и редукторов. 
  • Гидрокрекинговое масло получают из натурального сырья. Технология гидрокаталитической переработки позволяет получить продукт, максимально приближенный к 100%-й синтетике. Некоторые производители представляют гидрокрекинговые масла как синтетические с отдельной маркировкой. Пример – линейка масел Liqui Moly серии HC (Hydrocracking), Synthetic Blend от Petro-Canada и др.

Классификация по сферам применения трансмиссионных масел осуществляется по стандартам API. Смазочные материалы категорий GL-1, GL-2 и GL-3 не содержат противозадирных присадок и применяются в технике сельхозназначения и малоскоростных грузовых автомобилях. 

В масла категории GL-4 введено до 4% антизадирных присадок, на сегодняшний день они применяются в большинстве трансмиссий легкового и коммерческого транспорта. Сохраняют рабочие защитные качества при высоких нагрузках.

Трансмиссионные масла GL-5 и GL-6 созданы для высоконагруженных гипоидных передач ведущих мостов. Для применения в синхронизированных КПП в этой категории выпускаются масла соответствующего допуска.

Масла для автоматических трансмиссий имеют маркировку ATF, в основном стандартизируются по допускам Dexron.

Вязкость трансмиссионных масел классифицируется по стандартам SAE. Увеличенный межсервисный интервал делает наиболее оправданным применение всесезонных смазок с маркировкой от 75W-85 до 85W-140. Для географического пояса Украины оптимальная вязкость составляет 75W-80(90). Такие масла обеспечивают хорошие смазочные характеристики в диапазоне температур от -40 до +35°C. 

Чтобы избежать покупки неподходящего трансмиссионного масла, необходимо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства.  

Город