История создания и использования пастели

Часто в галереях можно заметить красивые картины уютных пражских улочек или пейзажи далекой Скандинавии, выполненные именно пастелью. Такая живопись была популярна еще в 18 веке, но до сих пор не стала менее востребованной. Профессиональная когорта художников отдаёт предпочтение именно этой группе красок, отталкиваясь от наличия большой палитры нежных тонов и возможности экспериментировать с контурами и линиями. Также рисунки в правильных условиях не теряют яркость при длительном хранении.

Выше упоминалось, что этот материал широко использовался около трех веков назад. Спрос был обусловлен доступностью и новаторскими решениями, вызванными уходом от старых тенденций карандашной техники. Одним из самых известных пастельных художников был Леонардо Да Винчи. Его шедевры впечатляли новым веянием и интересными цветовыми гаммами. Позже краска вошла в обиход и других популярных художников таких, как, например, Манера Дега, Жан Этьен Лиотар, Морис Кантен Де Латур, Розальба Каррьера и других. Опытные «пастлелисты» всегда ценили быстроту процесса и свежесть тонов. В начале восемнадцатого века этот продукт появляется также и русском изобразительном искусстве. С помощью этого элемента они писали преимущественно портреты, заменяющие на тот момент современные фотографии.

Первопроходцем в России по её использованию был Александр Орловский. Известный живописец, гравер и литограф создавал выставки, выполненные в этом стиле, даже сегодня его произведения можно встретиться не в одной художественной галереи мира. В том время люди, использовавшие эту продукцию, учитывая её новизну, даже представления не имели, как отличить мелки от пастели. Сейчас же это же она имеет несколько классификации и десятки типов, и, учитывая отзывы потребителей, лидирует на современном рынке среди прочих аналогов.

Какими бывают пастельные краски и их разновидности

Для первого опыта знакомства с рисованием – лучше выбрать более простой материал. Самыми простыми и дешевыми производными являются пастельные карандаши и мелки. Они практичны, качественно отличаются от самой краски. Они не имеют свойства оставлять следы на одежде и руках. Также карандаши и мел выгодны тем, что они компактны, удобно транспортируются и не нуждаются в особом уходе. В зависимости от уровня сложности, тонкости и прочих особенностей полотна, выделяют два основных вида пастели:

  • Масляная. Насыщенная, создается методом прессовки льняного масла и пигмента, придающего непрозрачность. Материал обладает существенной мягкостью, немного «жирный» за счет масла и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Нет смысла обращаться к масляной пастели, если не освоена сухая. Не имеет свойства загрязняться, поэтому годятся для применения, как в домашних условиях, так и на улице. Одни цвета легко совмещаются с другими, производя новые оттенки или тона.
  • Сухая. Больше подходит, как учебный материал для начинающих, ведь легко стушевывается при необходимости. И имеет общие черты с традиционными средствами для рисования – карандашами. Делится на виды: твёрдую и мягкую. Выбирать вид стоит, исходя и личных предпочтений. Твердая пастель не обладает повышенной ломкостью и применяется для нанесения штрихов и подчеркивания контуров.

Прежде, чем начать, необходимо оборудовать рабочее место всеми нужными элементами. Во-первых, это должен быть мольберт или планшет, поскольку в процессе ретуширования полотно периодически находится немного под наклоном, и нуждается в постоянной фиксации. Если же выбор пал на пастельные мелки – важно позаботиться о наличии специальной бумаги. Оно должна быть рифленая и тонированная, также продаются уже готовые альбомы с такой бумагой.

Для остальных видов пастели существует три основных типа бумаги: наждачная бумага, пастельная доска и бархатная бумага. Наждачная – продается в больших размерах и предназначена для создания масштабных произведений искусства. Пастельная доска – бывает разных размеров: от миниатюрных до крупногабаритных и создается из подробленных частей пробки. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа.

Каждый художник выбирает удобную для себя методику растушевки: кто-то выполняет эту функции вручную, кто-то не желает пачкать руки. Для второго типа людей в продаже существуют специальные губки или кисточки. Как рисовать и какие техники использовать дело сугобо индивидуальное и требует особого подхода. Стоит знать наверняка в каком стиле будет выполнено художество.