Практически в любой механической конструкции, имеющей вращающиеся детали, применяются подшипники. Они делятся на несколько основных категорий по типу тела качения, конструкции и воспринимаемой нагрузке. 

Как выбрать шарики и ролики в каталоге ROZETKA

Детально подшипник состоит из следующих элементов:

  • роликовые и шариковые тела качения;
  • наружное и внутреннее кольцо;
  • разделяющий сепаратор (отсутствует в некоторых видах подшипников).

Классификация по виду тела качения:

  • Шариковый подшипник, в котором находящиеся между кольцами шарики воспринимают на себя несущую нагрузку. Сепаратор выполняет роль обоймы, равномерно распределяющей тела качения внутри подшипника. Для того чтобы шарики не выпадали, в кольцах имеются желоба, называемые беговыми дорожками. Сепараторы могут быть изготовлены из металла или полимерных материалов.
  • Роликовые подшипники. Здесь тело качения имеет форму цилиндра. Обладают более высокой несущей способностью по сравнению с шарикоподшипниками, но слабо воспринимают осевые  нагрузки. Одна из разновидностей роликовых подшипников — игольчатые, с длинными цилиндрическими элементами качения малого диаметра. Широко применяются в автомобильной промышленности.

Роликоподшипники различаются по форме корпуса, сечению ролика и профилю беговой дорожки:

  • конические (конусные), в которых кольца и ролики имеют вид усеченного конуса;
  • сферические, однорядные или двухрядные, в которых сферическую форму имеют сами ролики и беговая дорожка наружного кольца;
  • цилиндрические, с формой ролика в виде классического цилиндра, с сепаратором или без него.

Двухрядные сферические подшипники относятся к категории самоустанавливающихся, с допустимым значением перекоса вала, на котором они установлены.

По конструкционным особенностям встречаются следующие варианты подшипников:

  • закрытые;
  • открытые;
  • в сборе.

Открытые подшипники 

Подшипники открытого типа устанавливаются внутри агрегатов и механизмов, где нет воздействия внешних загрязняющих факторов. Смазка может осуществляться вручную во время сервисных работ или посредством попадания масла в процессе эксплуатации (изделия с масляной ванной). 

Закрытые подшипники

Закрытые подшипники имеют элементы, защищающие внутренние элементы от попадания пылил и прочих частиц, а также удерживающие смазку. Уплотнение может быть выполнено из стали или каучуковых материалов. Смазка наносится производителем в момент сборки.

Маркировка закрытых подшипников отличается. При наличии стальной защитной шайбы в наименовании присутствует обозначение ZZ или 2Z. Если уплотнение из каучука — RS.

Подшипниковые узлы

Сборная конструкция — когда подшипник вставлен в корпус, является частью детали или узла. В зависимости от назначения, материалом корпуса может служить чугун, сталь, сплавы металлов и полимерные материалы. Для крепления к рабочей поверхности на корпусе подшипникового узла имеются отверстия под болтовое или резьбовое соединение. Чаще всего используются в промышленном и горнодобывающем оборудовании, строительной технике. 

Сборные подшипники могут быть двух видов:

  • фиксированные, с неразборным корпусом;
  • разборные, у которых верхняя и нижняя части корпуса соединяются болтами.

Преимущество подшипников в сборе — для их снятия и замены не требуются специальные съемники. Это дает возможность устанавливать их в труднодоступных местах.

Количество рядов

По количеству рядов тел качения подшипники делятся на две категории:

  • Однорядные. Самый распространенный тип, в котором между кольцами находится один ряд шариков или роликов. В большинстве случаев достаточно применения однорядных подшипников.
  • Двухрядные подшипники, в которых находятся два кольцевых ряда тел качения. Конструкционно улучшенный элемент, который позволяет получить не только усиление несущей способности, но и новые характеристики.

Также существуют трехрядные и многорядные комбинированные подшипники специального назначения.

Категории подшипников по типам нагрузки

В зависимости от конструкции и сечения колец, вида тел качения подшипники устанавливаются в узлах с осевой, радиальной или смешанной нагрузками.

  • Линейные подшипники. Отдельная разновидность, предназначенная для линейного перемещения направляющей (вала) вдоль оси подшипника. Выпускаются в виде шариковых втулок, рельсовых или телескопических направляющих. Могут выпускаться в комплекте с прецизионными валами. Применяются в различном оборудовании, где есть необходимость движения каретки (например обрабатывающие центры с ЧПУ, 3D-принтеры, медицинская техника и т.п.). 
  • Радиально-упорные подшипники способны выдерживать радиальную и осевую нагрузку с разным вектором. Конструкционная особенность — дорожки качения на наружном и внутреннем кольцах смещены относительно оси подшипника. 
  • Радиальные подшипники предназначены для работы с нагрузками, направленными под 90° к оси вращения. По типу исполнения могут быть однорядными, двухрядными, цилиндрическими, сферическими. Разновидность радиального подшипника — самоустанавливающийся, допускающие отклонение угла наклона рабочего вала от 90°.
  • Упорный подшипник применяется в узлах с преимущественно осевой нагрузкой, совпадающей с осью вращения. Могут быть одинарными или двойными. Одинарные упорные подшипники состоят из двух колец одинакового диаметра, разделенных роликовыми или шариковыми телами качения. Предназначены для односторонних осевых нагрузок. Двойные подшипники имеют три кольца и два ряда шариков или роликов. Способны работать с осевыми нагрузками в обоих направлениях.

Чтобы купить подшипник, подходящий для выбранной цели, необходимо знать внутренний и наружный диаметр, тип изделия, материал изготовления (нержавеющая сталь, керамика). Эти данные можно получить по оригинальной маркировке производителя, указанной на кольце подшипника или по сервисному номеру запчасти.

Показать еще