Словарь терминов

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • #

Б

Байонет
Разновидность крепления, которое позволяет быстро установить механическое и электрическое соединение объектива с камерой. В отличие от резьбового, такой тип крепления отличается высокой надежностью и точностью. Так как конструкция и расположение контактов у байонетов камер разных производителей отличаются, зачастую крепления совместимы только с «родной» оптикой – из конкретной линейки этого же производителя. Исключением являются только объективы, специально изготовленные другими фирмами под определенный стандарт крепления. Также некоторые производители делают камеры с одинаковым байонетом и совместимой оптикой (система Micro Four Thirds).
Баланс белого
Для приведения цветопередачи снимка к эталонной, которую видит глаз снимающего, используется баланс белого. Практически все цифровые камеры имеют режим автоматической настройки баланса белого. Результат зависит от модели, но, в целом, этот режим не отличается высокой точностью и лучше всего работает при естественном освещении, то есть дневном свете. В иных ситуациях снимки могут быть слишком «теплыми» или, наоборот, «холодными». Люминесцентные лампы и другие искусственные источники освещения определить сложнее, под них обычно предусмотрен готовый набор настроек, устанавливаемый пользователем самостоятельно. В таком случае точность определения будет также не высока потому, что даже однотипные источники могут излучать свет с разными характеристиками. Если камера поддерживает ручную настройку баланса белого в кельвинах (К), можно добиться более точной передачи цветов, но для этого вам нужны источники освещения с постоянным спектром излучения (например, студийные вспышки). Продвинутые камеры также позволяют устанавливать баланс белого по эталонному образцу (белому листу, серой карте). Отражающая 18% света серая карта идеально воспринимается экспонометром камеры, благодаря чему можно довольно оперативно получить точный цветовой баланс и экспозицию.

В

Встроенная вспышка
Встроенная вспышка – импульсный источник освещения, который является частью камеры и питается от ее аккумулятора. Как правило, встроенная вспышка применяется в условиях недостаточной освещенности или для смягчения теней при съемке днем. В некоторых моделях фотоаппаратов она также может служить для управления внешними вспышками. По типу конструкции встроенные вспышки делятся на фиксированные и выдвижные. Последние – имеют менее надежную конструкцию, но за счет отдаленности от оптической оси уменьшают вероятность возникновения эффекта «красных глаз». Основная характеристика вспышки — ведущее число. Это расстояние, на котором достигается нормальное освещение при заявленной чувствительности и диафрагме F1.0. Например, если ведущее число 12 м при ISO 100, то при диафрагме F4.0 оно уменьшится до 3 метров. Профессиональные зеркальные камеры обычно не оснащаются встроенной вспышкой, а в некоторых компактных и гибридных камерах вспышка может быть съемной и поставляться в комплекте.

Д

Диагональ ЖК-дисплея
Большинство современных цифровых камер имеют экран с диагональю 2,7-3 дюйма, чего вполне достаточно для комфортной съемки и просмотров снимка. Экраны меньшего размера не такие удобные, но они редко встречаются на рынке, а большие – зачастую не позволяют сделать габариты самого фотоаппарата. Важнейшим параметром, от которого зависит качество картинки, является разрешение экрана. Если оно находится в диапазоне от 200 000 до 400 000 точек, на трехдюймовой матрице будут хорошо заметны отдельные пиксели, что усложнит оценку резкости и качества снимков. Оптимальным для такого размера экрана станет разрешение от 600 000 точек и выше.

З

Запись видео
Несмотря на то, что изначально фотоаппараты использовались для создания статичных изображений, большинство цифровых камер поддерживают и запись видео. Одной из самых важных характеристик видеокадра является его разрешение. Учитывая характеристики современных мониторов, для комфортного просмотра отснятого материала фотоаппарат должен поддерживать минимум HD-разрешение (1280х720 точек), а оптимально – Full HD (1920x1080 точек). Некоторые бюджетные камеры все еще записывают ролики в VGA-формате (640х480 точек), которые пригодны в основном для загрузки в сеть. В то же время самые современные модели фотоаппаратов могут записывать видео с разрешением выше Full HD вплоть до 4К (4096x2160 точек).
Затвор
Устройство, перекрывающее световой поток, проецируемый объективом на сенсор. Открытие затвора на время определяет выдержку. Короткие выдержки (например, 1/2000 секунды) позволяют фотографировать быстро двигающиеся объекты или снимать светосильными объективами при ярком освещении. Длинные выдержки (от 15 сек) позволяют снимать при очень низком освещении со штатива, а также используются для создания эффекта размытия объектов в движении. Чем шире диапазон выдержек, тем больше возможностей при выборе экспозиции имеет фотограф. Затворы бывают двух типов: механические и электронные. В механическом затворе свет перекрывается специальной заслонкой. В зависимости от конструкции это могут быть лепестки, шторки или жалюзи. Заслонка приводится в действие высокоточным электромеханическим приводом. В цифровой фототехнике также применяются электронные затворы, которые представляют собой не отдельное устройство, а принцип ограничения экспозиции сенсором. Выдержка определяется временем между обнулением матрицы и моментом считывания информации с нее. В отличие от электромеханического, электронный затвор позволяет снимать на более коротких выдержках, но искажает двигающиеся объекты. Некоторые камеры имеют гибридную систему, которая позволяет выбирать между механическим и электронным затвором в зависимости от типа съемки.

И

Измерение экспозиции
Экспозиция – процесс попадания света на сенсор фотоаппарата для формирования на нем изображения. Система замера экспозиции может автоматически определять, сколько нужно света или как долго он должен воздействовать на матрицу для получения правильного изображения. Измерение экспозиции может происходить при помощи отдельного датчика (в зеркальных камерах) или непосредственно самой матрицей камеры (компактные и беззеркальные аппараты). Есть три основных типа замера экспозиции. При матричном (многозонном) замере кадр делится на несколько сегментов (количество зависит от типа датчика), затем в каждом сегменте измеряется яркость, после чего процессор камеры анализирует полученные данные и на основе статистических данных устанавливает нужные параметры. При центровзвешенном замере чувствительность сенсора распределена по всему полю кадра неравномерно, плавно спадая от центральной зоны к краям. Обычно используется при портретной съемке, так как ключевой объект зачастую расположен в центре кадра. При точечном замере экспозиции измеряется яркость небольшого участка кадра размером до 5 % его общей площади. Этот метод является наиболее точным и используется при съемке сцен со сложным освещением.

К

Количество эффективных пикселей
Эффективные пиксели – светочувствительные элементы сенсора, которые принимают непосредственное участие в формировании изображения. Их количество измеряется в мегапикселях (миллионах пикселей) и определяет фактическое разрешение снимков. Чем больше разрешение, тем сильнее вы сможете увеличить изображение или распечатать его на бумаге большего формата. Для получения фотографии формата А4 с плотностью печати 300 dpi (точек на дюйм) вполне достаточно камеры с разрешением 8-10 Мп. Однако разрешение не является ключевым параметром, определяющим качество фотографий. Есть также служебные пиксели, задействованные во внутренних процессах камеры, и элементы, которые вовсе не используются. Вместе с эффективными пикселями они составляют общее разрешение сенсора камеры.
Конструкция
Каждая модель фотоаппарата имеет свои габариты, дизайн и особенности конструкции. Для каждой конкретной модели условия использования указаны в инструкции по эксплуатации. Однако по ряду характеристик те или иные камеры разделяют на несколько групп. Камеры с тонким металлическим корпусом, как правило, имеют наименьшие габариты и минимальное количество выступающих деталей в транспортном положении. Они помещаются в карман и почти не занимают места в сумке или рюкзаке, благодаря чему их удобно носить с собой каждый день. Камеры с пылевлагозащищенным корпусом благодаря специальным уплотнителям на стыках деталей не боятся осадков и незначительных загрязнений. Такие модели хорошо подходят для съемки на природе, для туризма и путешествий. Камеры для экстремальной и подводной съемки – это хорошо защищенные устройства, которые не боятся долговременного погружения, отрицательной температуры и даже падений. Большинство таких устройств имеют специальный дизайн, интерфейс и управление, адаптированные для экстремальной съемки. Некоторые защищенные модели оснащены компасом, GPS и рядом полезных датчиков: барометром, высотомером и глубиномером. Предназначены такие камеры, в первую очередь, для экстремалов и любителей активного отдыха. Под камерами обычной конструкции подразумевают устройства, которые не защищены от внешних воздействий окружающей среды. Они обычно дешевле, но требуют более аккуратной эксплуатации.
Крепление ЖК-дисплея
Поворотный механизм дает больше всего степеней свободы для расположения экрана, что существенно упрощает съемку с нестандартных ракурсов, таких как макро, автопортрет или съемка над головами в толпе. В зависимости от расположения и типа конструкции шарнира, экран можно вращать до 180° в одной плоскости и до 360° в другой. Чем шире углы, тем больше всевозможных ракурсов будет доступно для комфортной съемки. Кроме того, поворотный экран можно развернуть вовнутрь, обезопасив его от повреждений. К недостаткам поворотных экранов можно отнести большую толщину и широкие рамки, которые ограничивают размеры самой матрицы. Наклонная конструкция позволяет сделать экран гораздо тоньше, но он может поворачиваться только в одной плоскости. Такие экраны менее универсальны, и могут быть, например, не пригодны для съемки автопортретов, но чаще всего для основных жанров съемки их хватает. Фиксированный экран не такой удобный, но отсутствие подвижных деталей и шлейфов делает его самым надежным.

М

Макросъемка
Макросъемка – разновидность фото- или видеосъемки с получением увеличенного изображения мелких объектов. Масштаб снимаемого объекта зависит от фокусного расстояния объектива и минимальной дистанции фокусировки. При одинаковых фокусных расстояниях больший масштаб обеспечит объектив с меньшей минимальной дистанцией фокусировки. Среди компактных камер наибольшее увеличение дают устройства с минимальной дистанцией фокусировки от 1 до 5 см. Но, как правило, такая дистанция фокусировки доступна только для широкоугольного положения объектива, что ограничивает возможности увеличения. Профессиональные фотографии с большим масштабом объектов делаются специализированными макрообъективами, которые имеют большое фокусное расстояние, но при этом позволяют фокусироваться достаточно близко, обеспечивая при этом максимальную степень увеличения. Также некоторые стандартные объективы позволяют устанавливать макролинзы для уменьшения минимальной дистанции фокусировки.

О

Объектив
Оптическая система камеры, состоящая из набора линз, механических или электромеханических приводов, собранных в корпусе (оправе). Главной характеристикой объектива является его фокусное расстояние, измеряющееся в миллиметрах (например, 24-70 мм). От фокусного расстояния зависит перспектива, поле зрения и увеличение объекта съемки. При эквивалентном размере сенсора угол обзора будет шире у объективов с меньшим фокусным расстоянием. Если угол поля зрения от 50° до 82°, объектив принято считать широкоугольными, больше 82° – сверширокугольными, а меньше 55° – телеобъективами. Объективы c углом поля зрения в пределах 50-55° считаются нормальными, так как они обеспечивают изображение с перспективой, приближенной к картинке, видимой человеческим глазом. Второй, не менее важной характеристикой объектива, является светосила. Ее принято выражать как относительное отверстие объектива, например, F2.8 или 1:2.8, где F – фокусное расстояние объектива, приравненное к 1 (для удобства сравнения), а знаменатель – максимальное диафрагменное число (максимально возможная открытая диафрагма). Для зум-объективов светосила указывается для минимального и для максимально фокусного расстояния (F3.5-F5.6).
Оптика в комплекте
Зеркальные и беззеркальные камеры имеют два базовых вариантах комплектации: Kit (с оптикой) и body (без оптики). В «китовый» набор (от англ. Kit — комплект), как правило, входит универсальный штатный объектив, иногда несколько объективов или дополнительные аксессуары. Содержание комплекта зависит от конкретной позиции товара. Камера без оптики или «тушка» (от англ. Body — тело) рассчитана на пользователей, которые уже имеют определенный парк оптики или желают приобрести более качественный объектив отдельно.
Оптический зум
Увеличение изображения в кадре, которое осуществляется путем смещения линз объектива. Измеряется в кратах или «иксах» (3х, 20х, 60х). Кратность зума показывает, во сколько раз меняется фокусное расстояние объектива или насколько можно приблизить объект по сравнению с его минимальной величиной. Если минимальное фокусное расстояние равно 20 мм, а максимальное –100 мм, то оптический зум будет равен 5х (100/20=5). Иногда, пользователи ошибочно считают, что кратность зума показывает максимально возможный масштаб объекта в кадре, однако вполне возможно, что камера с 25-кратным зумом позволит снять объект в таком же масштабе, как и камера с 30-кратным, поскольку «увеличение» относительно и зависит от диапазона фокусных расстояний объектива. Оптический зум обеспечивает более высокое качество снимков по сравнению с цифровым, но усложняет конструкцию объектива и увеличивает его габариты. Пытаясь сохранить компактные размеры при большом оптическом приближении, производители часто жертвуют светосилой объектива, что уменьшает эффективность камеры при недостаточном освещении. Аппараты с большим оптическим приближением (ультразумы) очень универсальны, так как позволяют запечатлеть больше деталей без смены места съемки, что особенно важно для туристов и путешественников.

П

Питание
По типу элементов питания цифровые фотоаппараты можно разделить на 2 группы. Первые работают от стандартных элементов типа АА. Главным преимуществом аккумуляторов типа NI-Mg и Ni-Cd является сравнительно низкая стоимость и доступность. Например, собираясь в длительную поездку можно запастись несколькими комплектами, или, на крайний случай, заменить аккумуляторы обычными батарейками, продающимися в любой точке мира. Из недостатков – отсутствие аккумуляторов в комплекте с камерой и потребность во внешнем зарядном устройстве, также приобретаемом отдельно. В городских условиях и во время непродолжительных выездов гораздо удобнее пользоваться аппаратами с литий-ионным аккумулятором. Он всегда идет в комплекте в паре с зарядным устройством, а в некоторых моделях может заряжаться непосредственно в камере от USB-порта компьютера. Недостатком таких элементов является их высокая стоимость и доступность только в специализированных точках продажи.
Поддерживаемый тип карт памяти
Для хранения изображений и видеороликов в фотоаппаратах используются карты памяти – компактные твердотельные носители данных, основанные на флэш-памяти. В зависимости от класса, производителя и габаритов камеры в ней могут применяться карты памяти разного типа. Самым популярным считаются SD-карты, так как они могут иметь большой объем, хорошую скорость передачи данных и сравнительно невысокую стоимость. В компактных камерах иногда применяются карты microSD, которые отвечают характеристиками стандартных SD-карт, но значительно компактнее. Фотоаппараты фирмы Sony поддерживают свой собственный формат карт – Memory Stick, однако в силу их дороговизны и непопулярности большинство моделей имеет сдвоенный слот, который позволяет работать и с обычными SD/microSD-картами. Самыми быстрыми и надежными считаются карты Compact Flash, но они крупные и требуют специальный механизм для извлечения, поэтому их используют только в профессиональных зеркальных камерах.
Поддержка формата RAW
RAW – формат записи изображения, содержащий необработанные данные, полученные с сенсора камеры. RAW также называют «цифровым негативом». Снимки в RAW содержат значительно больше информации, чем сжатые файлы JPEG, что позволяет добиться более высокого качества картинки, исправить при конвертации некоторые фотографические ошибки, такие как недоэкспонирование, пересвет или неправильный баланс белого. Однако у файлов RAW есть свои недостатки – они имеют большой размер, а также требуют специальное ПО для просмотра, редактирования и конвертации. Кроме того, у каждого производителя свой RAW-формат (CRW, CR2 — Canon, NEF, NRW — Nikon), который не совместим с другими камерами.

Р

Размер сенсора
Один из самых важных параметров, влияющих на качество фотографий. Если матрицы созданы по одной технологии и имеют одинаковое разрешение, то большая из них будет иметь меньше шумов и шире динамический диапазон. Кроме того, камера с большим сенсором даст более красивое размытие фона (боке). Диагонали матриц (например, 1/2,3”, 1/1,8”) принято измерять в видиконовых дюймах (0,7 английского дюйма). Также указывают высоту и ширину в миллиметрах (например, 12,8×9,6 мм). Соотношение сторон матрицы, как правило, отвечает соотношению сторон будущего кадра. Есть также стандартные форматы сенсоров: APS-C (Advanced Photo System, type-C) эквивалентные размеру пленочного кадра 25,1×16,7 мм, и Full Frame (полный кадр, малый формат) – 24×36 мм. Однако даже стандартизированные размеры сенсоров у камер разных производителей могут немного отличаться. Матрицы, которые существенно превышают по размеру полнокадровые, называют среднеформатными. Сенсоры меньшого размера – мелкоформатными или «кропнутыми». Кроп-фактор – условный коэффициент обозначающий отношение диагонали стандартного кадра (чаще всего Full Frame) к диагонали используемого. Например, кроп-фактор классического сенсора APS-C по отношению к Full Frame будет равен 1,43 (43.27/ 30.15=1.43).
Режимы экспозиции
Камеры с автоматическими и сценическими режимами съемки сами устанавливают нужные настройки экспозиции, а пользователь может внести только небольшую коррекцию. Такие модели не требуют для работы особых навыков и очень просты в эксплуатации. Камеры с ручными режимами управления (P.A.S.M.) позволяют устанавливать выдержку и диафрагму, а также использовать один из параметров в качестве приоритетного. Эти режимы позволяют по максимуму реализовать потенциал камеры и применять различные фотографические приемы для создания более выразительных снимков.

С

Светочувствительность
Светочувствительность – характеристика матрицы, определяющая ее чувствительность к количеству получаемого света. Светочувствительность принято выражать в единицах, эквивалентных светочувствительности ISO химических фотоматериалов (например, ISO 100). Высокая светочувствительность позволяет снимать при более низком освещении, в то же время может ухудшить качество изображения, привести к появлению шумов. Светочувствительность зависит от многих параметров: типа и размера матрицы, аналого-цифрового преобразователя и графического процессора, поэтому разные камеры могут обеспечивать абсолютно разное качество снимков при одних и тех же значениях ISO.
Связь с компьютером
Проводной интерфейс для синхронизации камеры с компьютером.
Серийная съемка
Режим серийной съемки позволяет делать несколько кадров за одно нажатие на спуск затвора. Применяется для съемки быстродвижущихся объектов. Скорость серийной съемки определяется максимальным количеством кадров, которое камера способна снять за одну секунду. Как правило, эта цифра указывается для фотографий в максимальном качестве, однако некоторые камеры не поддерживают серийную съемку с полным разрешением, поэтому для них скорость указывается для уменьшенных изображений.
Система
По типу конструкции цифровые камеры делятся на зеркальные, компактные и беззеркальные. Однообъективные зеркальные камеры (SLR) имеют видоискатель и подвижное или неподвижное, полупрозрачное зеркало, позволяющие осуществлять визирование непосредственно через объектив. Благодаря этому фотограф видит реальное изображение, с натуральными цветами и яркостью. К достоинствам зеркальных камер относят возможность смены оптики, высокую скорость фокусировки, хорошую автономность, эргономичность и гибкость настроек. Недостатками можно считать крупные габариты и большую массу, шумность при работе, медленную фокусировку в режиме записи видео и Liveview (просмотр через экран) и более высокою стоимость. В компактных камерах зеркало отсутствует, а объектив, как правило, имеет складную телескопическую конструкцию и является частью корпуса. Это позволяет делать очень миниатюрные устройства, которые легко помещаются в карман, или наоборот – достаточно крупные и универсальные, с большим диапазоном фокусных расстояний (ультразумы). В компактных камерах обычно используют более дешевые, маленькие матрицы, из-за чего качество фотографий ниже, чем у аппаратов других систем. Однако есть и исключения – компакты с сенсорами такого же формата, как в зеркальных и беззеркальных камерах. Достоинствами компактных камер являются, прежде всего, доступность и простота эксплуатации. Компромиссным вариантом стали беззеркальные камеры (гибридные). Исключение зеркала из конструкции позволило существенно уменьшить габариты корпуса, при этом, как и в зеркальных камерах, поддерживается смена оптики. Визирование в таких камерах производится с помощью электронного видоискателя или ЖК-экрана, что, в первую очередь, негативно отразилось на автономности. Среди особенностей беззеркальных камер стоит отметить быструю фокусировку в режиме записи видео и Liveview. Многие гибридные модели поддерживают фазовую систему фокусировки и по возможностям не уступают зеркальными камерам.
Стабилизация изображения
Технология, позволяющая компенсировать движение камеры из-за естественного тремора рук фотографа или при съемке с транспорта для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках («шевеленки»). Также стабилизация смягчает рывки и тряску при видеосъемке. Возможности систем стабилизации изображения ограничены. Самая эффективная – оптическая. Она основана на гироскопах, которые фиксируют ускорение и направление движения камеры и передают данные на приводы, сдвигающие специальный блок линз объектива или сенсор камеры с такой же скоростью в противоположном направлении. Стабилизация, основанная на подвижном сенсоре, будет работать с любой оптикой, что, при наличии нескольких объективов, существенно удешевляет общую стоимость системы. Существует также электронная стабилизация. При дрожании камеры картинка «плавает» по матрице, а процессор фиксирует эти колебания и вносит коррекцию, используя резервные пиксели для компенсации. Такой метод уменьшает общее количество элементов сенсора, которые могут принимать участие в формировании изображения, и менее эффективен в целом. При этом электронная система стабилизации позволяет компенсировать не только движения камеры, но и смещение объекта в кадре. Благодаря отсутствию подвижных деталей, электронный стабилизатор обходится значительно дешевле. Нередко для достижения максимального качества изображения в камерах применяются комбинированные электронно-оптические системы стабилизации.

Т

Тип видоискателя
При съемке на ярком солнце даже у самого качественного и яркого экрана сильно ухудшается качество картинки, появляются блики и засветы. Наилучше в таких ситуациях пользоваться видоискателем, если он предусмотрен в камере. Оптический видоискатель передает реальную картинку, не имеет задержек и не требует дополнительного питания. Также позволяет визировать при очень низком освещении. Электронный видоискатель, по сути, является маленьким экранчиком, спрятанным внутри корпуса камеры. Качество изображения зависит от размера, скорости обновления и разрешения. Зачастую электронный видоискатель дублирует функции экрана, и в отличие от оптического в реальном времени отображает поправки экспозиции и дополнительные индикаторы. Но при этом он дополнительно расходует заряд батареи и может оказаться неэффективным в сумерках.

Ф

Фокусировка
Большинство цифровых камер поддерживают автоматическую фокусировку. Она бывает трех типов: контрастная, фазовая и гибридная. Контрастный автофокус может применяться в любых цифровых фотоаппаратах. Принцип его работы основан на том, что микропроцессор камеры сравнивает контраст мелких деталей изображения, получаемого на сенсоре при разных положениях объектива. Этот метод является достаточно медленным, так как предполагает перемещение объектива за и перед точкой наводки, чаще всего неоднократное. Фазовая система технологически более сложная, поскольку требует отдельного сенсора, а также очень точной настройки объектива и камеры (юстировки), при этом она обеспечивает более быструю фокусировку. Однако фазовый автофокус не работает при просмотре через экран и при видеозаписи. Также бывают гибридные системы автофокуса, которые могут применяться в камерах любого типа. Они основаны на фазовых датчиках, встроенных в матрицу фотоаппарата, что позволяет одновременно использовать и фазовый и контрастный автофокус. Гибридная система автофокусировки эффективна не только при фото-, но и при видеосъемке. Некоторые бюджетные камеры не позволяют фокусироваться вообще. Фокус их объективов настроен на бесконечность, при этом съемка близких объектов ограничена.

Ц

Цвет
В характеристиках указывается основной цвет оформления корпуса камеры. Как правило, в этот цвет окрашена передняя панель корпуса, а вот тыльная сторона и грани устройства вполне могут быть другого цвета.

Ч

Чувствительный к касанию экран
Фотоаппараты, как и другие современные устройства с ЖК-экраном, могут поддерживать управление жестами. Однако технология его реализации в разных моделях сильно отличается. Применяются как резистивные матрицы, поддерживающие касание стилусом или рукой в перчатках, так и более чувствительные – емкостные панели. В некоторых аппаратах сенсорное управление выполняет вспомогательную функцию, например, служит для выбора точек фокусировки или ввода данных, а остальные функции отведены кнопкам.

W

Wi-Fi
Если в фотоаппарат встроен модуль Wi-Fi, то пользователь (в зависимости от модели камеры) может передавать снимки на другие устройства, управлять камерой со смартфона или планшета, а также загружать файлы в социальные сети.